Заседание состоялось 12 марта 2021 года в режиме ВКС.
В мероприятии приняла участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ Светлана Радионова и заместитель руководителя ведомства Амирхан Амирханов.
О. Латонова представила вниманию участников концепцию поправок в федеральное законодательство в части исполнения собственниками промышленных компаний обязанности по ликвидации причиненного вреда окружающей среде.
По ее словам, документ внесен в Правительство РФ в начале марта и включает механизмы, разработанные во исполнение поручений Президента РФ В.В. Путина и Белого дома для аккумулирования средств компаний на ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде.
Документ устанавливает регулирование в отношении наиболее опасных производственных объектов и объектов I и II категорий. При этом из 9 тысяч предприятий I и II категорий под действие нового регулирования не подпадут объекты, чья деятельность является опасной, но не формирует накопленного экологического вреда — всего около 3 тысяч компаний.
Законопроект коснется только крупных химических, металлургических и нефтеперерабатывающих заводов, предприятий, на которых используются токсичные вещества. Кроме того, механизм не предполагает регулирования для компаний, осуществляющих недропользование, поскольку для них в настоящее время разрабатывается альтернативный механизм ликвидационных фондов.
Ключевая новация – механизм заключения об оценке вреда окружающей среде, причиненного предприятием. Получение такого заключения станет обязательным, в частности, при снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также при их отчуждении, преобразовании или банкротстве. Предполагается, что собственники будут подтверждать финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации вреда окружающей среде с использованием нескольких финансовых инструментов (банковской или независимой гарантии, договора страхования, резервного фонда).
С.Радионова отметила, что и сегодня законом установлены требования о ликвидации накопленного ущерба и рекультивации территории, однако эти требования остаются, фактически, только на бумаге. Компании уходят от ответственности на стадии завершения жизненного цикла компаний путем преднамеренного банкротства или продажи проблемных активов, обремененных экологическими трудностями.
В результате «доходные предприятия — интерес собственника, а брошенные —ответственность государства», — отметила С.Радионова. В качестве примера она назвала иск службы к «Арктической горной компании» на 600 млн. рублей, который предприятие не может оплатить в связи с отсутствием средств.
Как отметила председатель Общественного совета при Росприроднадзоре Юлия Шабала: «Общественный совет поддерживает необходимость урегулирования отношений, связанных с ликвидацией накопленного экологического вреда, что нашло отражение в проекте итогового документа заседания». Вместе с тем, она отметила, что механизмы, предложенные в законопроекте, не должны иметь драматических последствий для инвестиционной деятельности предприятий и требуют обсуждения с бизнесом.
Механизм резервирования средств на ликвидацию экологического ущерба коснется около 3 тысяч предприятий
- Пятница, 12 Марта 2021
- Новости
Об этом заявила заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Ольга Латонова, выступая на заседании Общественного совета при Росприроднадзоре.