В ходе заседания участники ознакомились с актуальными данными экологического рейтинга субъектов Российской Федерации Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль». Он публикуется четыре раза в год и основывается на информации из публичных источников, включая СМИ, органы власти, общественные организации, экспертные организации, хозяйствующие субъекты и инициативные группы граждан о состоянии объектов и процессов, а также ситуации, мероприятия и события в сфере экологии и охраны окружающей среды.
Свое видение регионального аспекта экологических рейтингов было представлено и эколого-энергетическим агентством «Интерфакс-ЭРА», которое ранжирует регионы исходя их оценки энерго-ресурсной, технологической и эко-системной эффективности. Такой подход, по мнению агентства, позволяет относительно объективно оценивать энергоэффективность предприятий, реализацию их проектов по модернизации и реализацию экологических программ на региональном уровне.
Представители Всемирного фонда дикой природы (WWF), в свою очередь, рассказали собравшимся об опыте оценки российских регионов с использованием такого индикатора как «экологический след», который рассчитывает Глобальная сеть экологического следа (GFN). Комплекс методов, разработанных GFN, позволяет измерить уровень потребления субъектами природного капитала и сопоставить его с объемом имеющихся запасов возобновляемых ресурсов.
Участники заседания высоко оценили уровень методологической проработки представленных рейтинговых и индикативных инструментов экологической оценки, но, на данный момент, оценки экологических проблем регионов, не зависимо от используемой методологии, пока не могут рассматриваться в качестве эффективного инструмента воздействия на реальную экологическую политику региональных органов власти. Публичные экологические рейтинги предприятий уже непосредственно влияют на политику корпоративной ответственности и от уровня этих показателей сегодня напрямую зависит доступ компаний к инвестиционным и кредитным ресурсам. Вместе с тем, для региональных властей экологические индикаторы сегодня имеют информационно-рекомендательный характер и, зачастую, используются ими только для оценки уровня общественной «чувствительности» для территории экологических проблем.
Члены Общественного совета пришли к выводу, что объективные рейтинговые индикаторы оценки экологического состояния регионов должны использоваться не только как инструмент для привлечения общественного внимания к экологическим проблемам, но и учитываться в общей, нормативно закрепленной, оценке деятельности органов власти российских регионов, их инвестиционной и кредитной привлекательности. Совет принял решение о подготовке обращения совета в Министерство природных ресурсов Российской Федерации с предложениями по использованию наиболее значимых рейтинговых экологических индикаторов в системе федеральной оценки эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации, а также об учете динамики изменения данных индикаторов при решении вопросов о выделении федеральных субвенций региональным бюджетам.