wrapper

Нужен закон об экологической информации. 5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды

В Госдуме обсуждают законопроект о создании института общественных инспекторов, которые могли бы проверять предприятия-загрязнители. Но для начала необходимо принять закон об экологической информации и в нём очертить границы доступности для общества сведений о производителе. 

Обо всём этом будет нелишним вспомнить 5 июня, когда отмечается Всемирный день окружающей среды. Он совпадает с проводимым в России с 2008 года Днем эколога. Памятная дата ООН — способ привлечь внимание общественности к проблемам защиты экологии и повод подумать над тем, что предстоит для этого сделать в нашей стране.

 

Очистка Арктики, Байкала и сохранение редких животных

2017-й, второй по счету Год экологии за пять последних лет, стал этапным для осознания нашим обществом важности охраны окружающей среды. Его достижения связаны с реализацией целого ряда президентских инициатив и проектов. Таково мнение председателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова.

 

«Именно [президент России] Владимир Путинвыступал главным драйвером Года экологии. При его непосредственном участии было сделано много хорошего, — отметил депутат. - Первое - ликвидация накопленного ущерба в Арктической зоне, где отходы копились годами. До этого Россия фактически была аутсайдером, а теперь стала пионером по целому ряду используемых технологий очистки,- взять, к примеру, работу Минобороны по ликвидации абсолютно безобразных свалок. Арктику загрязняли 150 лет!»

«Второе — меры по защите Байкала, вылившиеся в федеральную целевую программу. Это тоже инициатива президента. Он лично приезжал на Байкал и занимался вопросами его спасения, - подчёркивает глава профильного комитета. - Третье - сохранение и спасение редких видов животных на Дальнем Востоке. Проект с личным участием президента заслужил признание и на международном уровне».

В Минприроды в числе славных дел также называют принятие стратегии экологической безопасности, строительство очистных сооружений в Улан-Удэ, подписание 60 соглашений с различными предприятиями о переходе на наилучшие доступные технологии.

К слову, о результатах деятельности профильного ведомства Владимир Бурматов отзывается критически: «На Год экологии президент дал десять конкретных поручений Минприроды, и ни одно из них не выполнено. А среди них были ключевые вещи, связанные с качеством атмосферного воздуха, реформой обращения с отходами, экологической информацией и многими другими вопросами. Теперь эти недоработки придется ликвидировать уже новому составу Правительства РФ».

 

Особо на экологической повестке дня стоит проблема свалок, ликвидация которых из хозяйственной проблемы превращается в политическую. Шаг вперед — реализация проекта ОНФ «Генеральная уборка». А что делать с полигонами токсичных отходов? Сколько их? Депутат реагирует болезненно: «Точного их количества на сегодня нам никто назвать не может. В обороте цифра порядка 40».

На полигонах токсичных отходов конь не валялся

Депутаты пригласили представителей Минприроды на полигон токсичных отходов «Красный Бор», что под Санкт-Петербургом, фактически в границах города, и обсудили положение дел. Вывод: ликвидировать объект без соответствующей федеральной программы или поддержки Минприроды регион не может. «Всё, что могут власти города, — это оградить его территорию забором и закрыть ямы с отходами, чтобы никто в них не провалился. Я немножко утрирую, но в принципе подход такой», - констатировал председатель профильного думского комитета.

Для закрытия полигона и рекультивации земли нужна серьёзная программа. И в Санкт-Петербурге, и в других субъектах Федерации проблему таких объектов силами только региона не решить. Нужно взаимодействие с федеральными ведомствами. Такой опыт есть. Один из его адресов — Мурманская область, где парламентарии знакомились с методологией ликвидации объектов накопленного вреда. Там успешно закрыли, причём для всего Северо-Запада, проблему твердых ядерных отходов. Введены в строй два крупных центра (в губе Андреева и Сайда-губе) по обеспечению долгосрочного хранения ТЯО, поскольку их полная утилизация пока невозможна.

 

На Год экологии президент дал десять конкретных поручений Минприроды, и ни одно из них не выполнено.

 

До 2011 года Россия не имела последовательной стратегии обращения с радиоактивными отходами (РАО). Теперь по законодательству накопленные до этой даты отходы находятся в собственности непосредственно РФ. Ответственность за те, что образовались позже, несут эксплуатирующие организации. Им и вменено их безопасное захоронение.

Токсичные отходы — продукт жизнедеятельности любой страны мира. По данным экспертов, ядовито около 15 процентов производимого человеком мусора. В России, по подсчётам специалистов, накоплено порядка двух миллиардов тонн отходов 1-3-го классов опасности. Как их обезвредить? Против захоронения и строительства «сжигалок» протестуют экологи, с безопасными технологиями ещё не определилось государство.

Вопросу о вторпереработке уже 25 лет

Вот и лежат годами десятки, сотни, миллионы тонн шлакоотвалов, пылят, наносят вред здоровью человека и окружающей среде. Предприятия их никому не отдают, не перерабатывают и не платят за негативное воздействие на экологию. Они на балансовых счетах как сырье, а не промотходы.

«У нас нет государственной стратегии ликвидации полигонов токсичных отходов, как и самой экологической политики, — возмущается директор Института водных проблем, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян. - Планы строительства мусоросжигательных заводов - это позапрошлый век, перевод грязи из наземного состояния в атмосферное. И ещё неизвестно, что хуже. Вы можете обнаружить кратное расхождение по оценке тех или иных параметров, в том числе по накопленным отходам производства и потребления. Сошлись на 130 миллиардах тонн, из которых два миллиарда ядовитых, а на самом деле, наверное, больше. Вопрос циклирования, то есть вторичной переработки, встает в повестку дня уже 25 лет. Встает, встает и никак не встанет».

 

 

Владимир Бурматов рассказывает, что в комитете рассматривался законопроект Челябинской области о создании института общественных инспекторов, которые наравне с Росприроднадзором проверяли бы предприятия-загрязнители на предмет соблюдения экологических норм. Его отклонили из-за конфликтности с другими правовыми актами. Но саму идею депутат считает правильной. Он внес поправки в закон о контрольно-надзорной деятельности, о наделении общественных инспекторов правом участия в проверочных мероприятиях.

«Открытость пойдет только на пользу делу — говорит он. - Чтобы перед гражданскими активистами не выставляли барьер «коммерческой тайны», надо принять закон об экологической информации и в нем очертить границы доступности для общества информации предприятий».

Революция в законодательстве

Госдума по экологической теме работала в рамках плана, вытекавшего из поручений президента. Она приняла целый пакет инициатив в законодательство об отходах, рассказывает председатель профильного комитета: «Речь о раздельном сборе мусора, нормах, которые связаны с обязательным обсуждением гражданами территориальных схем размещения отходов, уточнения порядка распределения средств экологического сбора, наконец, закрепления полномочий муниципалитетов в сфере обращения с отходами. Самое главное, что мы узаконили раздельный сбор мусора на территории РФ. До сих пор он фактически оставался в серой зоне». На полное внедрение его понадобится, по оценке экспертов, 10-15 лет.

 

У нас нет государственной стратегии ликвидации полигонов токсичных отходов, как и самой экологической политики.

 

Депутаты ставят себе в заслугу то, что Госдума седьмого созыва, по сути, открыла страницу борьбы за защиту животных. Принят закон, ужесточающий уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, за незаконную охоту, в том числе на редкие виды, запрещена контактная притравка.

Парламентарии одобрили в первом чтении законопроект об особо охраняемых природных территориях. Идет разработка законопроекта об экологической информации и донастройка закона о наилучших доступных технологиях, что крайне актуально для городов-мегаполисов, испытывающих серьезную нагрузку на атмосферу. Ориентир в этой работе, подчеркнул Владимир Бурматов, — поручения президента и положения его Послания Федеральному Собранию.

Руководитель энергетической программы Гринписа России Владимир Чупровпризнает, что после тематического года об экологии стали говорить больше и чаще. Отмечает создание двух заповедников. Главным недостатком «зеленой» политики он считает перекос в сторону экономического роста, в том числе за счет низких экологических и социальных стандартов.

Мир идёт к безуглеродной энергетике, а у нас свой аршин

«Мир уже осознал необходимость «зеленой энергетики» и экологической модернизации, поэтому Парижское соглашение ратифицировали около 180 стран. Кроме России», - сожалеет представитель Гринписа.

Современный тренд — стремление к низкоуглеродной или безуглеродной энергетике, щадящим технологиям. И даже Саудовская Аравия пытается сделать «зеленый» рывок, чтобы использовать энергию солнца, а сэкономленный газ поставлять на экспорт.

Помимо нефтегазового крена, другой особенностью России, считает Владимир Чупров, является регионализация экологических проблем.

В одном субъекте остро стоит проблема воды, как в Ханты-Мансийском автономном округе, в Москве и Челябинске — воздуха. Универсальный способ выправлять ситуацию - изменение законодательства в сторону «озеленения». Еще важно навести порядок в области госуправления и госнадзора, где много дублирования, пересечения, «белых» мест. В Республике Коми, сходной площадью территории с Францией, приводит он пример, всего 6-8 госинспекторов. Государству нужно вернуться в экологический контроль и надзор, заключает он.

Что касается Года экологии, то кардинальных прорывных успехов в вопросах охраны окружающей среды эколог не видит. И в доказательство приводит статистику нефтяных порывов (разливов) — порядка десяти тысяч ежегодно. Статистика не меняется все последние годы.

По оценкам Минприроды, в окружающую среду каждый год попадает примерно 1,5 миллиона тонн нефти. Законопроект о предупреждении и ликвидации разливов нефти, сетует он, до сих пор не принят. Почему?

Документ прошел первое чтение, сообщил Владимир Бурматов. Он очень бурно обсуждался, и депутаты задали огромное количество вопросов. 15 мая по нему состоялся «круглый стол». Разработчикам (Минприроды) высказан целый ряд замечаний. Ключевая претензия — в законопроекте нет механизмов финансового обеспечения ликвидации разливов со стороны компаний-добытчиков, переработчиков и транспортировщиков нефти и продуктов из нее. Парламентарии настаивают на том, чтобы требования и на суше были не менее жесткими, чем действующие требования на шельфе, а также при проведении полноценных учений аварийно-спасательных бригад.

Лес и поле ждут нашей заботы

Положа руку на сердце, признаем, что за один, два, даже три Года экологии многолетние проблемы не поднять. Не только в нашей стране, но и в мире к этой теме обратились, по историческим меркам, совсем недавно. В 30-е годы прошлого века, например, в Ниагарский водопад сбрасывали мусор. 2017 год как раз и вскрыл огромную массу «болячек», от которых предстоит избавляться.

Мир уже осознал необходимость «зеленой энергетики» и экологической модернизации, поэтому Парижское соглашение ратифицировали около 180 стран. Кроме России.

На прошедшем в мае Петербургском международном экономическом форуме одна из дискуссий была посвящена циркулярной экономике, которая, помимо эффективного использования ресурсов, направлена на минимизацию отходов. Как же нам от теоретических штудий перейти к реальным делам? «Начинать надо с раздельного сбора мусора, — рисует «дорожную карту» Владимир Бурматов, - включать его в терсхемы, наводить порядок с сортировкой, пускать в переработку. Двигаться в том же векторе развития, что и весь цивилизованный мир. Не закапывать в землю отходы, как сейчас. Более 90 процентов их - это отходы промышленного производства, которые никто не запускает в повторный цикл. Девиз Всемирного дня защиты окружающей среды - 2018: «Бой загрязнению пластиком». Вот второй аспект. У нас стоят незагруженные мощности заводов по переработке пластика, сырья не хватает. Почему? Потому что нет раздельного сбора мусора. Госдума его в конце прошлого года узаконила, но до сих пор в региональных терсхемах размещения отходов он не появляется. Этим же надо заниматься. Куда проще мусор сваливать на полигоны, и пусть он там гниет. А люди между тем выходят и протестуют. По данным опросов, более 80 процентов россиян готовы участвовать в раздельном сборе мусора, а инфраструктуры для этого регионы не создают.

Источник: Парламентская Газета

 


Контакты

Адрес электронной почты Общественного совета:

info@osrpn.ru

Мартыненков Михаил Алексеевич

Начальник Организационного отдела, Заместитель начальника Контрольно-аналитического управления Росприроднадзора

+7 925 400 60 20

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Полесский Евгений Анатольевич

Тел.: 7 (495) 981 55 55 (доб.67-74)

Моб.: 7 (925) 006 83 13

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.