Основной темой секции стало обсуждение основных положений национального проекта "Экология", а также поиск наиболее эффективных моделей взаимодействия власти, бизнеса и общества, которые позволят максимально объективно оценивать проблемы в сфере экологической безопасности и определять наиболее рациональные пути их решения.
В своем выступлении Юлия Шабала обратила особое внимание на то, что при постановке действительно важных ключевых задач в рамках национальной экологической стратегии необходимо обратить особое внимание на мнение наиболее компетентных экспертов по тем или иным направлениям обеспечения экологической безопасности и формировать основные цели в рамках национального проекта опираясь на наиболее объективные экспертные оценки.
Она привела пример, когда чисто "механический" подход к формированию подобных целей ведет к тому, что они не только не отражают реальное состояние дел, но и оставляют в стороне решение действительно насущных проблем, там где они есть. "В рамках национального проекта предусматривается снижение уровня загрязнения атмосферного в крупных промышленных центрах на 22% к 2024 году. При этом, к крупным промышленным центрам отнесено 12 городов из 21-го, определенного перечнем Росгидромета как города с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы. И, более того, в числе этих 12-и есть 4 города которые в перечень Росгидромета вообще не входят, поскольку уровень загрязнения атмосферного воздуха специалистами там определяется как низкий или повышенный, но не как не критический. В большинстве случаев это вызвано просто "механическим" отнесениям к опасным категориям городов где есть металлургическое производство, а не объективной оценкой реального состояния дел", - отметила она.
По словам Юлии Шабалы за последние годы металлургический бизнес вложил несколько триллионов рублей в модернизацию производства и сегодня выбросы современной металлургии на 80% - это выбросы вещества четвертого класса опасности - оскида углерода - который рассеивается на высоте 100-150 метров. "Профессиональным экспертам это хорошо известно и применения в этом случае волюнтаристской цели в 22% не повлияет серьезно на изменения экологической обстановки, а вот к сокращению производства со всеми неизбежным социальными последствиями приведет практически наверняка".
"Экологический же эффект от реализации подобных целей будет на самом деле минимален, поскольку при 800 тыс. тонн выбросов, сокращаемых промышленностью, до 2024 года на 2 млн тонн увеличатся выбросы от автотранспорта. Это простой пример, но он ярко показывает, что без четкого экспертного определения критериев, позволяющих реально оценить текущее состояние дел и разделить города на определенные группы в зависимости от уровня загрязнения, с четкими и объективными целями по каждой из них групп, цифра в 22% становится просто красивым, а в отдельных случаях, даже опасным лозунгом", - заявила она.
При решении сложнейших экологических проблем, по мнению Юлии Шабалы, волюнтаристское установление красивых, но слабо обоснованных задач просто не допустимо. По ее словам, именно в этих вопросах, конструктивное взаимодействие экспертов власти, бизнеса и общественности должно играть ключевую роль. Цели должны быть реальными, максимально дифференцированными и направленными на решения тех конкретных задач, которые связанны с действительно критичными экологическими проблемами.