По словам А. Амирханова, новая методика будет представлена на обсуждение в первой половине 2020 года. Со своей стороны Председатель Общественного Совета при Росприроднадзоре Юлия Шабала предложила заместителю главы ведомства обсудить новую методику на следующем заседании.
В ходе заседания Общественного Совета с докладом о мерах по сокращению загрязнения воздуха в столице выступила заместитель начальника Управления экологической политики Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Екатерина Кравцова.
Она отметила, что за период с 2010 года по 2018 год суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу снизился на 21,3%. В части передвижных источников снижение составило 21,8%. Загрязнение атмосферного воздуха на жилых территориях в среднем снизилось до 2 раз. По оксиду углерода – в 2,3 раза, по мелким взвешенным частицам – в 1,8 раза. Вблизи автотрасс концентрации оксида углерода снизились в 2,2 раза, оксида азота – в 1,9 раз.
Несмотря на рост автопарка, впервые за весь период измерений прекратился рост загрязнения воздуха диоксидом азота и началось снижение его содержания в воздухе Москвы. С 2014 года среднегодовые концентрации диоксида азота вблизи автотрасс компримированного снизились на 15%. По ее словам, значительное сокращение загрязнения воздуха произошло в результате реализации комплексной программы.
Так, в Москве принимается целый ряд мер по регулированию качества реализуемого топлива. В частности, была проведена масштабная модернизация МНПЗ, и в результате он уже в 2013 году он перешел на выпуск топлива 5 экокласса. Ведётся работа по внедрению экологичных видов топлива, в том числе компримированного природного газа.
Вторая важная мера — обновление общественного транспорта. По состоянию на начало 2019 года, более 88% автобусов ГУП «Мосгортранс» соответствуют современным экологическим классам 4 и 5. В настоящее время в Москве курсирует 260 электробусов, с 2021 же года планируется закупать только электробусы.
Е. Кравцова также отметила, что на снижение загрязнения воздуха работает рост уровня связанности инфраструктуры электротранспорта: метро, МЦК, сети железных дорог, трамваев. Снижению выбросов содействуют также выделенные полосы для общественного транспорта. Ежедневно по выделенным полосам перевозится более 3,3 млн. пассажиров, что составляет 51% от среднесуточного пассажиропотока в будние дни.
А. Амирханов оценил принимаемые в столице России меры по снижению выбросов в атмосферный воздух от автомобилей как эффективные, отметив при этом, что большинство жалоб москвичей связано с загрязнением воздуха от стационарных источников.
В свою очередь Ю. Шабала отметила, что ряд мер, практикуемых в столице, могут быть применены в других регионах России, где выбросы от автотранспорта формируют значительный объём загрязнений. Также она предложила провести обсуждение стратегии сокращения выбросов загрязняющих веществ в Московской агломерации совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды и департаментом транспорта г. Москвы и подмосковными властями.