wrapper

Сельский мусор положат в карман горожан. Как изменится жизнь россиян после реформы обращения с отходами

В 2019 году в России должна заработать новая система обращения с отходами. В регионах уже сейчас приступили к ее реализации или планируют сделать это с 1 января 2018 года. “Ъ” рассказывает о нововведениях, о рисках мусорной реформы и том, кто за нее заплатит.


К 2019 году все регионы России должны перейти на новую систему в соответствии с разработанными ими и согласованными Росприроднадзором территориальными схемами обращения с отходами. Эти схемы включают информацию обо всех источниках образования мусора, его количестве, а также объектах обработки, утилизации, сжигания и размещения отходов, а также устанавливают целевые показатели по вторичной переработке.

«Минимизация затрат вместо минимизации отходов»

Реформа обращения с отходами должна была заработать еще с 1 января 2017 года. Однако правительство решило перенести ее, так как не все регионы вовремя утвердили территориальные схемы.

Тогда заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис пояснял, что в ряде субъектов РФ «вывозить мусор с нового года было бы просто некому» (см. “Ъ” от 17 ноября 2016 года). В декабре Госдума в экстренном порядке утвердила обеспечивающие перенос сроков поправки — их по решению правительства внесли в проект изменений закона «Об особо охраняемых природных территориях», который к тому моменту уже прошел первое чтение.

Хотя реформа и была отложена фактически на два года, территориальные схемы большинства регионов были утверждены в авральном порядке еще в конце 2016 года. Тогда речи о переносе сроков перехода на новую систему еще не шло, поэтому Росприроднадзор согласовывал документы с массой «замечаний», констатировал глава Минприроды Сергей Донской. Заместитель главы департамента металлургии и материалов Минпромторга Роман Куприн и вовсе отмечал, что «терсхемы разрабатывались с точки зрения минимизации затрат, а не минимизации отходов» и не учитывают интересы производства. Терсхемами субъектов РФ заинтересовались и в «Народном фронте» — они проверили документы ряда регионов России, выявив факты обозначения нелегальных свалок как полигонов твердых коммунальных отходов, а самих полигонов — мусороперерабатывающими предприятиями.

В Минприроды обещают: схемы будут «донастраиваться» уже при переходе к реализации реформы.

«Доля неплатежей в сельских поселениях в первые полгода будет в районе 50%»

После перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за услугу будут отвечать региональные операторы. Они должны будут заключить договоры со всеми «образователями отходов». Так, в рамках реформы за услугу впервые начнут платить жители сельских поселений, а также дачных поселков.

Андрей Чибис отмечает, что работать с такими территориями «вывозящим компаниям невыгодно: слишком маленький объем отходов нужно перевозить на слишком большие расстояния».

Участники рынка при этом обращают внимание, что не все жители деревень сразу будут готовы платить за обращение с отходами. «По нашим оценкам, доля неплатежей в сельских поселениях в первые полгода будет районе 50%»,— говорит генеральный директор компании «Ремондис» в Мордовии (компания стала регоператором по обращению с отходами в республике) Светлана Бигессе.

Сложности с логистикой связаны и с устаревшими санитарно-эпидемиологическими требованиями, в которых не прописана дифференциация сроков вывоза мусора в зависимости от вида населенного пункта. Например, у жителей небольших деревень нет потребности в ежедневном вывозе отходов.

Исполнительный директор ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин отмечает, что это главная проблема для региональных операторов. По его словам, требование ежедневного вывоза мусора «экономически не обосновано и не учитывает особенности сельских поселений, населенных пунктов Крайнего Севера». Светлана Бигессе также признает, что требования мешают созданию «современной системы сбора и вывоза отходов в малых сельских поселениях»: «Именно поэтому сегодня в большинстве деревень нет ни одного контейнера, так как ежедневный вывоз мусора в деревнях с населением менее 5 тыс. человек, тем более менее пятисот жителей экономически не целесообразен и не возможен».

«На федеральном уровне изменение СанПиН обсуждается уже более двух лет, но пока безрезультатно»,— добавляет она. Между тем некоторым региональным операторам «нужно организовывать работу в сельских поселениях уже с января 2018 года».

Руслан Губайдуллин также отмечает сложности с размещением контейнерных площадок — «они должны находиться на расстоянии не менее 20 м от жилых домов, что невозможно реализовать в условиях плотной исторической застройки» и ограничением времени вывоза с 7 утра до 23 вечера. «Стоит сказать и о требованиях санитарно-защитных зон: в отношении сортировки отходов такая зона составляет 1000 м, для полигонов — 500 м,— добавляет он.— Таким образом, в большинстве случаев невозможно установить сортировочные комплексы на действующих полигонах».

Есть шанс, что требования все-таки будут скорректированы. «В настоящее время Роспотребнадзором подготовлены изменения в действующие СанПиН, в том числе в части сроков вывоза твердых коммунальных отходов»,— рассказал “Ъ” Андрей Чибис.

За инфраструктуру на сельских территориях заплатят горожане

Создание инфраструктуры для полноценной системы вывоза и утилизации мусора во всех населенных пунктах регионов потребует долгосрочных инвестиций — все это скажется на тарифе для потребителей. Он впервые станет общим для всего региона. «Экономическая модель подразумевает, что общий тариф покрывает расходы регионального оператора на организацию этой работы»,— поясняет господин Чибис.

«Ориентировочно, в среднем совокупная стоимость коммунальных услуг увеличится не более чем на 5%,— рассказал “Ъ” Руслан Губайдуллин.— Рост тарифа в конкретном регионе будет понятен при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора».

«Платеж для населения за услугу обращения с отходами увеличится на 50–80% в зависимости от существующего уровня системы обращения с отходами в муниципальном образовании»,— приводит свои оценки Светлана Бигессе.

Она поясняет, что в основе повышения тариф лежит несколько факторов: «С 2018 года в составе тарифа для населения, согласно федеральному законодательству появится дополнительный платеж, это так называемая плата за “негативное воздействие на окружающую среду”, которая составит 662 руб. за тонну захороненных на полигоне твердых коммунальных отходов. Ранее этот платеж отсутствовал в тарифе для населения, а сейчас он будет существенной его составляющей».

Напомним, в Минприроды уже разработали поправки в закон об отходах, предполагающие, что внести плату за негативное воздействие сразу за несколько лет можно будет до 2020 года, и только тогда она ляжет на плечи потребителей (см. “Ъ” от 15 августа).

Также рост тарифа на услугу по обращению с отходами обуславливает создание «с нуля» инфраструктуры по обращению с мусором в сельских населенных пунктах, говорит Светлана Бигессе. На это «потребуются серьезные инвестиции: например, для покупки и установки тысячи новых контейнеров, десятки новых мусоровозов». Плюс в тариф будут заложены «затраты на организацию договорной работы с населением, каждым образователем отходов в тысячах населенных пунктов, сельских поселений в каждом субъекте РФ», добавляет госпожа Бигессе.

«Не тянуть до последнего»

По согласованию с правительством регионы могут перейти на новую систему обращения с отходами уже сейчас. Изначально предполагалось, что регионы, первыми приступившие к реализации реформы, получат экономический стимул — средства экологического сбора, полученного от производителей и импортеров, которые не исполнили нормативы по утилизации товаров и упаковки.

В этом году компании впервые должны были уплачивать экосбор — планировалось, что он составит 6,5 млрд руб. Однако в Минприроды собрали с компаний только 1,5 млрд руб.

Механизм распределения этих средств между регионами, приступившими к реализации реформы первыми, так и не выработан: неизвестно, будет ли объем финансирования варьироваться в зависимости от приоритетов региона в области обращения с отходами (снижение доли захоронения при максимальном вторичном использовании). Между тем, средства экологического сбора обещали не только «пилотам»: он также может пойти на ликвидацию незаконных свалок и полигонов, об этом Сергей Донской в июне сообщал президенту РФ Владимиру Путину (см. “Ъ” 23 июня). Таким образом, пока рано говорить о реальных финансовых стимулах скорейшего перехода к реализации мусорной реформы.

Между тем новая система по обращению с отходами уже заработала в двух регионах — Ивановской и Астраханской областях. «Еще два региона — Курская область и Забайкальский край — планируют перейти к новой системе до конца текущего года»,— говорят в Минстрое. В 13 субъектах РФ уже выбрали региональных операторов. Конкурсы также объявлены в Тамбовской области, Дагестане и Якутии, а до конца 2017 года они пройдут еще в десяти регионах, рассказали “Ъ” в Минстрое.

Однако темпы перехода на новую систему обращения с отходами глава ведомства Михаил Мень все же называет «неудовлетворительными», призывая регионы «не тянуть до последнего».

Ольга Никитина

Источник: Газета "Коммерсантъ"

Контакты

Адрес электронной почты Общественного совета:

info@osrpn.ru

Кокорева Ольга Михайловна

заместитель начальника отдела протокольного обеспечения Управления делами Росприроднадзора

+7 926 670 68 92

Полесский Евгений Анатольевич

Тел.: 7 (495) 981 55 55 (доб.67-74)

Моб.: 7 (925) 006 83 13

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.