Но эксперты уверены, что внедрять экологические инновации в угольную отрасль пока довольно накладно для компаний и помимо запретительных мер нужны позитивные экономические стимулы.
Старое и новое
Оборудование на значительной доле российских предприятий угольной отрасли не модернизировали в течение последних 50 лет. По словам президента Всероссийского теплотехнического института, члена-корреспондента РАН Гургена Ольховского, большинство угольных ТЭС России построено в середине прошлого века. Во времена СССР государственная политика в энергоотрасли была направлена на развитие передовых технологий. При поддержке Государственного комитета по науке и технике развивали целую программу по созданию новых экологически чистых угольных технологий. Россия в этом смысле шла в ногу со временем, и в ряде компетенций советские ученые хорошо продвинулись, например в разработке популярной сегодня технологии циркулирующего кипящего слоя, говорит господин Ольховский. Но затем роль угля ослабла из-за низких внутренних цен на газ, развивать разработку природоохранных технологий в угольном секторе перестали. Несмотря на это, в России и сегодня работают институты, некогда составлявшие основу научного потенциала в угольном секторе. Это Центральный котлотурбинный институт, Всероссийский теплотехнический институт, Энергетический институт им. Г. М. Кржижановского, Институт теплофизики им. С. С. Кутателадзе Сибирского отделения РАН, ФГУП "Институт горючих ископаемых" и другие. Однако все или почти все научно-исследовательские центры сегодня испытывают большие сложности с финансированием и человеческим ресурсом. "Чтобы победить, если мы говорим о прорывных разработках, нужны коллективы, огромный потенциал,— поясняет "Ъ" господин Ольховский.— У нас немало умных людей, однако слишком мало заказов на сегодня, чтобы говорить о научном прогрессе в этой сфере".
Безусловно, крупные компании заинтересованы в экологизации основного оборудования, говорят в Сибирской генерирующей компании (СГК). В то же время, то, что надежно работает уже более 50 лет, необязательно неприемлемо с экологической точки зрения. Как заявили "Ъ" в СГК, за пять лет с 2011 года компания инвестировала в объекты в Кемеровской области примерно 42 млрд руб. "В результате модернизации удельные выбросы по отношению к 2011 году были снижены почти на 20%. Выбросы твердых частиц были снижены с 42,3 тыс. до 29,5 тыс. тонн (на 30%), оксида серы — с 50 тыс. до 41,7 тыс. тонн (17%)". Например, на Кемеровской ГРЭС только смена марочного состава угля (переход с углей СС на длиннопламенные марки Д) позволила снизить концентрацию оксидов азота до 18%, добавляют в компании.
"Компании постоянно находятся в поиске баланса между экономической целесообразностью и экологической необходимостью внедрения ультрасовременных зеленых технологий,— отмечают в СГК.— Необходимо понимать, что все зеленые технологии многократно превосходят по цене хорошо зарекомендовавшие себя технологии сжигания угля". При этом, добавляют в компании, степень опасности угольной генерации многократно преувеличена, так как не учитывается комплекс основных проблем, связанных с ненадлежащим исполнением городскими властями обязанностей по содержанию территории городов в порядке, увеличением числа индивидуальных источников тепла, ростом числа автотранспорта, слабым развитием дорожной сети.
Снижение выбросов
По словам экспертов Минприроды, в России на угле работают примерно 140 ТЭС, точное же количество угольных котельных неизвестно и может достигать десятков тысяч. Эксперты подчеркивают, что основной угрозой для здоровья населения являются именно малые котельные, расположенные в зоне жилой застройки. Дело в том, что, по мнению экспертов, именно они характеризуются низкой высотой труб, что приводит к загрязнению атмосферы, препятствует эффективному рассеиванию загрязняющих веществ, также они имеют низкую производственную культуру персонала, старые системы пылеочистки, высокую себестоимостью производства и завышенные тарифы для населения.
Уровень выбросов от сжигания угля следует снижать за счет технического перевооружения, об активной поддержке которого давно заявляло государство. Как сказано в государственном докладе "О состоянии и об охране окружающей среды в РФ в 2016 году", "необходимо расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля в тепловых электростанциях, обеспечивающих уменьшение вредного воздействия угольных ТЭС России на окружающую среду". В апреле этого года утвердили государственную стратегию России в области экологической безопасности, в рамках которой в стране началось преобразование экологической политики. В частности, решено перевести так называемые экологически небезопасные отрасли промышленности на наилучшие доступные технологии (НДТ), которые уже продемонстрировали свою экономическую и экологическую эффективность. Угольная генерация тоже относится к таким отраслям. Как сообщили "Ъ" в Минприроды, еще в декабре 2014 года было издано распоряжение правительства Российской Федерации об отнесении отраслей промышленности к областям применения НДТ, а в сентябре 2015 установлены критерии, на основании которых все промышленные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разбили на четыре категории. "Крупные объекты угольной генерации, работающие в режиме комбинированной выработки, а значит, более эффективно использующие ресурсы и имеющие значительно меньшие выбросы на единицу произведенной энергии, отнесены к объектам I категории (опасные), в то время как малые котельные, удельные выбросы которых больше,— к объектам III категории (неопасные), а значит, будут подвержены меньшему контролю со стороны проверяющих органов",— удивляются противоречию в СГК.
Новое время — новые требования
Стимулирование техперевооружения экономики вступает в фазу практической реализации. До конца 2018 года в России должны разработать 46 справочников по НДТ для 33 отраслей российской экономики, в том числе и справочник НДТ для энергетической отрасли "Сжигание топлива на крупных промышленных предприятиях в целях производства энергии". Эти справочники и последующие нормативные акты определят новые принципы работы котельных и ТЭС, контроль, порядок учета вредного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. Подробное содержание справочника для угольной отрасли пока неизвестно, но, как заявили "Ъ" в Минэнерго, согласно новым правилам НДТ, все предприятия угольной отрасли должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета количества загрязняющих веществ в выбросах и техническими средствами фиксации и передачи информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга окружающей среды. Справочник будет ориентирован в первую очередь на отечественные технологии и содержать конкретные рекомендации по освоению и замене основного действующего природоохранного оборудования.
Сегодня есть примеры внедрения НДТ, к которым относятся электрофильтры зарубежного и отечественного производства. По данным Минприроды, они установлены на ТЭЦ-22 Мосэнерго, Гусиноозерской ГРЭС, Харанорской ГРЭС, Хабаровской ТЭЦ-3 и других, благодаря им выбросы золы снизились на 30% и составили 60-70 мг/м3.
Технологии потребуют господдержки
Основным стимулом к внедрению НДТ в угольной отрасли будет повышение штрафов для компаний, которые пренебрегут необходимостью внедрить у себя НДТ. Согласно действующей редакции закона, предприятия угольной промышленности с 1 января 2018 года будут обязаны установить автоматизированные приборы непрерывного учета выбросов загрязняющих веществ, и с 1 января 2020 года на основании данных приборного учета будет применяться стократный повышающий коэффициент при сверхнормативных выбросах и сбросах, а также 25-кратный коэффициент за сверхлимитное размещение отходов. По закону альтернативой выступает внедрение НДТ. При внедрении НДТ компании смогут получить комплексные разрешения на выбросы, сбросы и размещение отходов, что позволит избежать платежей за сверхнормативное воздействие. Выдача комплексных разрешений начнется с 1 января 2019 года. В то же время по поручению президента Минприроды подготовлен законопроект, которым предусмотрено продление сроков установки приборов.
Основным риском, связанным с внедрением НДТ на российских предприятиях, в том числе энергетических, является увеличение финансовой нагрузки на предприятия. Опрошенные "Ъ" эксперты говорят, что для успешного развития угольных технологий, в том числе и природоохранных, сначала надо уравнять конкуренцию в энергоотрасли, то есть цена газа должна быть выше стоимости угля не в 2,5-3 раза, как это происходит сейчас, а в 4-5 раз. При этом легко обязать компании внедрить НДТ не получится, их придется к этому стимулировать.
По оценкам участников угольной отрасли, обнародованным 9 июня 2017 года на круглом столе комитета Госдумы по энергетике, обсуждаемые механизмы возврата инвестиций (ускоренная амортизация и зачет платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ) предполагают длительные сроки их возврата. Такая ситуация может негативно сказаться на финансовом состоянии предприятий. В этом случае нагрузка на предприятия будет высокой, и без поддержки государства отрасли не обойтись. "Дело не в техническом переоснащении, с этим нет никаких проблем. Технические решения известны. Проблема заключается в том, чтобы с внедрением НДТ не увеличить цены на тепло для конечного потребителя. А вот здесь пока мы видим сложности, поскольку этот механизм не проработан до конца",— говорит член межведомственного совета по переходу на принципы НДТ и внедрение современных технологий Михаил Сапаров.
По мнению опрошенных "Ъ" экспертов, давно назрела необходимость разработки четких механизмов экономического стимулирования энергетиков к внедрению НДТ. "Вложенные в инновации инвестиции будут возвращаться слишком долго, так как единственный механизм возврата — это ускоренная амортизация оборудования, которое признано НДТ, и зачет затрат в счет платы за негативное воздействие,— говорит заместитель председателя комитета по энергетике Дмитрий Исламов.— При этом в России пока отсутствуют экономические модели эффективности предлагаемых мер. Наконец, неясно, как таким подходом могут воспользоваться организации с тарифицируемым видом деятельности". "Внедрение НДТ в основном осуществляется путем увеличения финансовой нагрузки на предприятия угольной генерации без возможности привлечения реальных экономических инструментов, таких как льготное кредитование, налоговые льготы, учет затрат в тарифной политике",— полагает член генерального совета "Деловой России", председатель комитета "Деловой России" по контрольно-надзорной деятельности Андрей Калачев.
Одним из способов экономического стимулирования, говорит Андрей Калачев, может быть "предоставление льготных кредитов для внедрения зеленых технологий тем организациям, кто работает в регионах с неблагоприятной окружающей средой". Комитет Госдумы по энергетике рекомендует властям субъектов РФ предоставлять компаниям компенсации части льготного кредита в объеме платы за негативное воздействие, которая, в свою очередь, будет возвращена субъекту из бюджетной системы.
По мнению Марии Степановой, заместителя директора СРО "Союз "Энергоэффективность"", для энергетики практически нет иных вариантов, кроме включения расходов в тариф. Однако само новое экологическое законодательство не занимается вопросами тарифного регулирования, и они будут решаться в установленном порядке. "То есть если предприятие видит, что не выполняет требования отраслевого справочника по НДТ, с одной стороны, разрабатывается программа повышения экологической эффективности (прерогатива экологического регулирования),— говорит госпожа Степанова.— С другой стороны, соответствующие мероприятия могут быть включены в инвестпрограмму и проходить все необходимые в таком случае согласования для включения в тариф". Директор фонда энергетического развития Сергей Пикин надеется, что с внедрением НДТ не будет проблем, поскольку их "будут внедрять при условии, что это не приведет к повышению административной нагрузки и к увеличению тарифа для потребителей".
Анна Героева
Источник: Газета "Коммерсантъ"