wrapper

Мусор вываливается из правил

Депутаты разрешают регионам отсрочить переход на новые правила обращения с отходами.

Госдума одобрила во втором чтении законопроект, предусматривающий переходный период на новую систему обращения с отходами не только для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, но и для остальных субъектов РФ. Если трем федеральным городам можно еще три года не переходить на новые правила, то у остальных регионов может появиться год для решения этой проблемы. Опрошенные “Ъ” эксперты указывают, что новые поправки — вынужденная мера, которая при этом создает значительные риски для многих участников рынка.

Ко второму чтению законопроект, который изначально отодвигал сроки перехода на новую систему обращения с отходами до 2022 года только для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, дополнился новыми положениями. Напомним, предполагалось, что переход произойдет до 1 января 2019 года. Глава думского комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, представляя законопроект, заявил, что новые поправки разработаны в интересах всех 85 субъектов РФ, а не только трех городов федерального значения. В частности, в случаях признания конкурсного отбора несостоявшимся или, например, банкротства выбранного регионального оператора регион будет иметь возможность на год заключить контракт без конкурсных процедур с другим региональным оператором, действующим в этом или соседнем субъекте. В документе говорится, что «при отказе такого лица от заключения соглашения» регион имеет право привлечь для функций по обращению с отходами государственное или муниципальное учреждение. «Но если не случилось и этого, то можно воспользоваться формулой, которая предлагалась только для трех регионов, и оставить ту систему в регионе, которая действует на сегодняшний день, еще на один год»,— объяснил господин Бурматов. В проекте отмечается, что до этого момента деятельность по обращению с отходами в этом случае будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами будет взиматься в составе платы за содержание жилого помещения.

В Минприроды новые поправки называют «антирисковыми»: «Они дают возможность регионам обеспечить бесперебойную систему обращения с отходами, усилив контроль и не допустив негативных последствий».

 

Также ко второму чтению появились поправки, позволяющие до 1 января 2023 года свозить отходы на действующие полигоны, не включенные в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Такие свалки регион сможет включить в территориальную схему и специальный перечень после одобрения Минприроды. «Это позволит сократить тарифы в целом ряде субъектов,— считает Владимир Бурматов.— Появляется возможность сократить "транспортное плечо", от которого на 60% зависит тариф, и возить мусор на действующие полигоны, а не за 600 км».

Руководитель ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин положительно оценивает идею легализации свалок: «В некоторых регионах сейчас нет никакой возможности везти отходы на новые полигоны, которые не построены. А некоторые не были включены в ГРОРО необоснованно». Впрочем, господин Макрушин отмечает, что новая норма о возможности заключения соглашений без конкурса с другими операторами или бюджетными учреждениями может иметь коррупционный характер и создает значительные риски для многих участников рынка: «Сейчас управляющим компаниям необходимо срочно расторгнуть договоры с возчиками мусора, но если субъект передумает и выберет другую организацию, то это может привести к коллапсу». Исполнительный директор «Чистой страны» Руслан Губайдуллин считает отсрочку оправданной, но отмечает, что поправки дают возможность превышения в регионах должностных полномочий по лишению организаций статуса регионального оператора в целях препятствования созданию условий для функционирования отрасли. По мнению же советника гендиректора «Стандарт Рециклинг Групп» Игоря Фрайнта, возможность передачи функции регионального оператора госучреждениям, наоборот, добавит реформе стабильности: «В каждом регионе существует определенный процент неплатежей, и государству намного проще контролировать эту отрасль. Ведь регион может заложить выпадающий доход от недополученного тарифа в бюджет на следующий год, поэтому не возникнет никакого непредвиденного мусорного коллапса». 

Анна Васильева

Источник: Коммерсантъ

Контакты

Адрес электронной почты Общественного совета:

info@osrpn.ru

Мартыненков Михаил Алексеевич

Начальник Организационного отдела, Заместитель начальника Контрольно-аналитического управления Росприроднадзора

+7 925 400 60 20

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Полесский Евгений Анатольевич

Тел.: 7 (495) 981 55 55 (доб.67-74)

Моб.: 7 (925) 006 83 13

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.